Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Фон сайта А А А Обычная версия
Обновление сайта
ДДТ о главном
ДДТ о важном
Поиск
Интернет викторина

Химия +

Независимая оценка

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности учреждениями образования Мурманской области в 2021 г.

qr code

Полезные ссылки
  • УО ЗАТО Александровск
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство просвещения РФ
  • Министерство образования и науки Мурманской области
  • Управление ФСКН по Мурманской области
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Педагогическая газета
  • Журнал "Педагогический мир"
  • ГАОУМОДОД "МОЦДОД "Лапландия"
  • МОИПКРОиК
  • Внешкольник.РФ
  • МБУО "ИМЦ"
  • Информационно-просветительская поддержка родителей
  • Форма входа
    Статистика
    Мы в VK

    Образовательная программа "Озорники"

     

    Образовательная программа дополнительного образования детей «Озорники» предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 5-6-и лет в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет дошкольникам творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации.

    Сегодня «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (из «Концепции модернизации российского образования»).

    Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий хореографией.

    Образовательная программа «Озорники» составлена в соответствии с «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей», утвержденными Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерств образования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844.

    Цель: развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства.

    Задачи:

    Обучающие:

    • обучить основам партерной гимнастики;
    • обучить простейшим элементам классического и народного танца;
    • обучить элементам музыкальной грамоты;
    • познакомить детей с историей возникновения и развития танца.

    Развивающие:

    • развить интерес к танцевальному искусству;
    • развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
    • развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
    • развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
    • развивать художественный вкус.

    Воспитательные:

    • воспитать культуру поведения и общения;
    • воспитать умение ребенка работать в коллективе;
    • заложить основы становления эстетически развитой личности;
    • воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.

     

    Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

     

    Отличительные особенности от программ, на основе которых разрабатывалась программа «Озорники», прежде всего, основаны на возрастных требованиях учащихся детей в учреждениях дополнительного образования – от 5 лет, а также на рекомендуемом режиме занятий детей в объединениях различного профиля (Приложение 3 к СанПиН 2.4.4. 1251-03).

    Направленность программы - художественная.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 5-6 лет.

    Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка.

    Срок реализации образовательной программы: 2 года.

    1 год обучения - 144 часа.

    2 год обучения – 144 часа.

    Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Длительность одного учебного часа детей 5-6 лет составляет 25 мин.

    При успешном освоении программы 1 года обучения и хорошей результативности учащиеся возрастом 7 лет смогут закончить обучение по программе «Озорники» и перейти на обучение по программе «Магия танца».

     

    Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографическом коллективе «Фантазия» с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.

    Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

    Специфика работы концертмейстера требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога.

     

    Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

    Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока прививает  учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.

    Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.

    1. Задачи музыкального воспитания

    В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:

    1. Развитие музыкального восприятия метроритма;
    2. Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;
    3. Умение согласовывать характер движения с характером музыки;
    4. Развитие воображения, художественно-творческих способностей;
    5. Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;
    6. Расширение музыкального кругозора детей.

    В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.

    2. Подбор музыкального произведения

    Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстера системно-хореографического образования и предполагает:

    1. Знание школ и направлений танцевального искусства;
    2. знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;
    3. знание форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов;
    4. знание хореографической терминологии (в частности, на французском языке);

    К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:

    1. характеру;
    2. темпу;
    3. метро-ритму (размер, акценты и ритмический рисунок);
    4. форме музыкального произведения (одночастное, двухчастное, трехчастное, вступление, заключение).

    Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся; не способствует усвоению и запоминанию ими движений.

    3. Методы работы

    Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения применяются следующие методы работы:

    1. наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);
    2. словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);
    3. практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений).

    В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность научить детей следующему:

    1. выделять в музыке главное;
    2. передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое, мелодическое, динамическое начало).

    Это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.

    4. Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках классического и народно-сценического экзерсиса.

    Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи:

    1. ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами,
    2. научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства.

    Второй этап – формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи:

    1. умение исполнять движения в соответствии с характером музыки,
    2. углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении,
    3. координация слуха и характера движений.

    На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения классического и народно-сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).

    Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным.

    Автоматизируется способ выполнения задания. Учащиеся сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У детей развивается интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающей действительности.

    Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический и народно-сценический танец. Изучение классического танца обычно начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он занимает основную часть урока (экзерсис у палки, на середине зала и allegro). Изучение народно-сценического танца так же начинается с изучения экзерсиса у палки и на середине зала. Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у палки состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. На первом году обучения дети занимаются ритмикой. В этот момент вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса, головы, рук, развивается мускулатура ног. В процессе этих занятий они получают знания о ритмической организации, размерах, музыкальных образах, которые они воплощают в танцах, этюдах.

    В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются не большие и не сложные для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под конкретно заданную музыку («Клоуны», «Море волнуется» и т.д.).

    На следующем этапе обучения дети вновь сталкиваются с этими танцами или движениями, но уже на более сложном музыкальном материале.

    На втором году обучения хореографии вводится классический танец, как основа всего последующего обучения, построенного на лучших образцах мирового хореографического искусства.

    В первый год обучения классическому танцу детям даются основные начальные представления о нем. На начальном этапе это делается на знакомом или не сложном музыкальном материале, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал.

    Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения (как на уроках народно-сценического, так и на уроках классического танца), а также проявить не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.

    Остановимся на принципах подхода концертмейстера к подбору музыкальных фрагментов для уроков классического экзерсиса у палки. Классический экзерсис на протяжении всего обучения имеет определенный набор элементов, которые изучаются из года в год, но по мере усвоения, постоянно усложняются, комбинируются. Музыкальное оформление уроков классического танца должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе урока. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, ритм должен быть простым, мелодия несложной, доступной. Затем, в процессе работы, музыкальный материал усложняется, усложняется ритмический рисунок внутри такта, изменяется форма и размер музыкального фрагмента, особенно в прыжках, или при соединении различных упражнений в единую комбинацию. Помимо использования нотного материала, возможны и желательны музыкальные импровизации пианиста.

    5. Принципы подбора музыкальных фрагментов для классического экзерсиса.

    Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса должны обладать следующими свойствами:

    1. Квадратность.
    2. Определенный ритмический рисунок и темп.
    3. Наличие затактов.
    4. Темповые и метрические особенности.

    Подводя итоги вышеизложенного, хочется еще раз отметить специфичность работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен уметь применить свои знания, продемонстрировать владение техникой, при этом проявить артистизм и разносторонние музыкально-исполнительские дарования.

     

                                                                                                                                     Белоусова Г.Е. концертмейстер объединения «Фантазия»

     




    МБУДО "ДДТ "Дриада" © 2024