Обновление сайта |
ДДТ о главном |
ДДТ о важном |
Поиск |
Интернет викторина |
Независимая оценка |
Форма входа |
Статистика |
Мы в VK |
Психокоррекционные игры для детей. Эмоционально-волевая сфера. Игра: «Кинолента» (М. Сигимова) Цель: развитие
невербальных средств общения, развитие памяти. Нарушение:
застенчивость/тревожность, СДВГ. Возраст: 5-6 лет. Количество
играющих:
группа (6-7 человек). Описание
игры:
дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребёнок
придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно своё слово,
третий – повторить первые два слова и сказать своё, третий – повторить первые
три слова и сказать четвёртое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они
должны показать фильм с помощью пластики и мимики. Комментарий: вместо показа кино игра
может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных
слов. Если же взрослый ставит задачу мышечного
раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания
невербально (мимикой и пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант
окончания игры. Игра: Ау!(О. Хухлаева, О. Хухлаев) Цель: развитие интереса к
сверстникам, слухового восприятия. Нарушение:
застенчивость/тревожность, СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество
играющих:
один ребёнок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из
детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угодать, кто его звал. Комментарий: игра косвенно
стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо
использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребёнку, стоящему
спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу
при знакомстве. Игра: Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые (О. Хухлаева, О. Хухлаев) Цель: развитие эмоциональной
сферы, коммуникативных навыков. Нарушение: СДВГ, РДА,
агрессивность. Возраст: 3-4 года. Количество
играющих:
любое. Описание
игры:
дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые
волчата, злые зайчата и т. д. Комментарий: взрослый предлагает
детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а
на левой – в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться,
поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно
предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта
игра даёт возможность выявить особенности общения детей. Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным
детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы
налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта. Игра: Змейка. Цель: развитие ловкости и
координации, умения действовать согласованно. Нарушение:
застенчивость/тревожность, СДВГ, агрессивность. Возраст: любой, но предпочтительно
одинаковый. Количество
играющих:
10 и более. Описание
игры: выбирают
водящего, он становиться во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь
в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая
резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить
руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше продержится в
«змейке». Комментарий: взрослый занимает либо
позицию наблюдателя, либо позицию судьи, который следит за соблюдением
целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков. Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в
прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт
проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои
действия. Игра: Две игрушки – поменяемся местами (О. Хухлаева, О. Хухлаев) Цель: развитие моторной
ловкости, внимания, координации движений. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 5-6 лет. Количество
игрушек:
5 и более. Необходимые
приспособления: две игрушки. Описание
игры:
дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам,
которые должны быстро поменяться местами. Комментарий: игра проводится в
достаточно высоком темпе, чтобы увеличить её интенсивность и сложность. Тем
более что детям дошкольного возраста ещё достаточно трудно выполнять действия
разной направленности (как в данной игре – поймать игрушку, увидеть того, кому
досталась вторая и поменяться с ним местами). Игра: Услышь своё имя Цель: развитие скорости
реакции, моторной ловкости. Нарушение: СДВГ, агрессивность,
застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество
играющих:
5-15. Необходимые
приспособления: мяч. Описание
игры:
играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в руках
мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребёнок должен
повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто
ловил мяч чаще других. Комментарий: часто в порыве игры
первый участник очень сильно забрасывает мяч, и названный ребёнок не может его
поймать. В таком случае с детьми оговариваются штрафы, которые будут
накладываться на первых игроков. Это может быть и чтение стихотворения, и
прыжки на одной ноге по кругу – всё зависит от участников. Игра: Замок Цель: развитие мелкой
моторики, самомассаж. Нарушение: СДВГ, агрессивность,
застенчивость/тревожность, РДА. Возраст: 4- 5 лет. Количество
играющих:
любое. Описание
игры:
ведущий читает стихотворение, а дети выполняют определённые движения,
разученные заранее. На двери висит замок. Движения типа «буравчик». Кто открыть его бы мог? Дети быстро
соединяют пальцы в «замок», это движение повторяется несколько раз. Потянули… Руки,
соединённые «замком», вытягивают вправо, затем влево. Покрутили… Руки,
соединённые «замком», вытягивают вперёд, затем к себе. Постучали… Пальцы в
«замке», ладошками «аплодируют» - несколько раз. И – открыли! Пальцы
разъединяют, ладони держат на весу параллельно друг другу. Комментарий: такие имитационные игры,
в основе которых лежат детские стихи, потешки, сопровождаемые движениями, можно
придумывать самостоятельно, так как почти любое детское стихотворение имеет в
своей основе ритмический рисунок, легко перекладываемый на движения. Игра: Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай (О. Хухлаева, О. Хухлаев) Цель: развитие коммуникативных
навыков детей, развитие слухового внимания. Нарушение: СДВГА, агрессивность. Возраст: 3-5 лет. Количество
играющих:
двое и более. Описание
игры:
взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать своё
отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если
утверждение неверно. « Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся
на неё». «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя
поссорился с ним». «Лене очень нравился Серёжа, поэтому она его
побила». «Максим подарил Даше конфеты, и она очень
обрадовалась». «Серёжа увидел, что Максим подарил Даше конфеты,
обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом». Комментарий: в конце игры взрослый
говорит детям, что обида и злость дружат с ссорой, а ссоры делают человека
одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть. Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни
детей. Наверняка их будет немало. Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и
многофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно
соединять, казалось бы, разные вещи. Игра: Раздувайся пузырь (Р. Калинина). Цель: развитие чувства
сплочённости, развитие внимания. Нарушение: СДВГ, агрессивность,
застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: любой. Количество
играющих:
группа. Описание
игры:
дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают:
дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого
выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все
берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь,
раздувайся большой, Оставайся такой, да не
лопайся! Получается
большой круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются
к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки). Комментарий: взрослому необходимо
внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В
частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры-развлечения любят дети
любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а
сама игра способствует эмоциональной разгрузке. Игра: Слушай хлопки (М. Чистякова) Цель: развитие внимания,
произвольности поведения. Нарушение: СДВГ,
застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4-6 лет Количество
играющих:
любое. Описание
игры:
дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны
остановиться и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны), на два
хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе,
носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно. Комментарий: игра помогает в развитии
произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на
другой. Игра: Живая картина (Ю. и М. Шевченко) Цель:
развитие
выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков. Нарушение:
СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст:
5-6 лет Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить
позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины». Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры – создание
«живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться,
находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим
трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым).
Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется
только в случае ссор детей. Игра: Менялки Цель: развитие внимания,
быстроты реакции. Нарушение: агрессивность,
застенчивость/тревожность. Возраст: 5-6 лет. Количество
играющих:
не менее 4-х человек, лучше – больше. Необходимые
приспособления: стулья, которых должно быть на один меньше, чем играющих. Описание
игры:
участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула – ведущий. Ведущий
должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами:
«Меняются местами те, у кого…(рубашка в клеточку, бантики, короткая стрижка и
т.д.)». Дети,
имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего – занять
освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим. Комментарий: высокая эмоциональная
насыщенность делает игру увлекательной и захватывающей. Поэтому дети могут
проявлять двигательную неловкость, сталкиваясь друг с другом. В связи с этим
взрослый может ввести в игру систему штрафов, которая поможет детям регулировать
своё поведение. Игра: Волшебные превращения Цель: развитие воображения, умения перевоплощаться. Нарушение:
застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество
играющих:
3-6. Описание
игры:
предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т. д. Взрослый
(или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в…(пауза – чтобы дети сконцентрировались)
сад…(пауза – каждый ребёнок должен решить, каким фруктом он будет). Раз,
два, три!». После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта. Комментарий: взрослый (или
ведущий-ребёнок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему
нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен,
конечно, догадаться, кто в кого превратился. Игра: Рыбаки и рыбка. Цель: развитие моторной
ловкости. Нарушение: СДВГ, агрессивность,
застенчивость/тревожность. Возраст: старше 6 лет. Количество играющих: не менее 6-ти участников. Описание
игры:
выбирают двух «рыбок», остальные дети становятся парами лицом друг к другу в
две линии и берут друг друга за руки, образуя, таким образом, «сеть». Рыбка
должна проползти под сетью, которая задевает спину, щекочет, постукивает по
ней. Выползшая из «сети» «рыбка» дожидается вторую «рыбку», а затем они
становятся «сетью». Комментарий: прикосновения сети
должны быть болезненными. Познавательная
сфера. Игра: «Слова – накладки». Цель: развитие речевой
активности Нарушение: СДВГ,
застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 6-7 лет. Количество
играющих:
любое. Описание
игры:
слова-накладки имеют один общий компонент, который произносится один раз и
является окончанием одного слова и началом другого. Комар + Марка = Комарка Зебра + Ракушка =
Зебракушка Дерево + Ворона =
Деревоворона Зеркало + Лопасть =
Зеркалопасть Дети по очереди придумывают
слова-накладки, затем они выбирают самое смешное и самое оригинальное,
объясняя, почему они так думают. Комментарий:
термин «слово-накладка» образован В. Мининой. При образовании слова-накладки
образуется новый образ, который заключает в себе свойства исходных слов. После
словотворчества можно предложить ребёнку нарисовать какое-нибудь понравившееся
слово-накладку. Наверняка такие слова вызовут самые необычные ассоциации. Игра: Дотронься до… Цель: развитие внимания,
быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: старше 5-ти лет. Количество
играющих:
группа детей. Описание
игры:
выбирают ведущего. Ведущий говорит: «Дотронься до…(и называет какой-нибудь
цвет)», - а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот
цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый
следит, чтобы все дети принимали участие в игре. Комментарий:
после того как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!»
оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания. Игра: Вывод. Цель: развитие элементов
логического мышления Нарушение: ЗПР. Возраст: 6-7 лет. Количество
играющих:
один и более. Описание
игры:
взрослый загадывает загадку, а ребёнок должен отгадать. Оля младше Коли, а Коля младше
Толи. Кто самый старший? Сержа ниже Лены, а Лена выше Оли.
Кто самый высокий? Наташа худее Лены, но полнее, чем
Марина. Кто самый полный? А кто самый худой? Лена читает лучше Кати, а Катя – лучше Аси. Кто читает лучше всех, а кто
– хуже всех? Лучше Руслана и Олега считает Жора, а Вова считает лучше Олега. Руслан
считает лучше всех? А кто считает хуже всех? Комментарий: в качестве подсказки можно использовать картинки, если загадки касаются
каких-либо внешних признаков. Также
игра может использоваться в процессе закрепления знаний из различных областей
(например, знания времён года: зимой холоднее, чем осенью, а осенью холоднее,
чем летом. Когда жарче всего?). Игра: Мой необыкновенный фотоаппарат (М. Сигимова) Цель: развитие внимания,
активного словаря. Нарушение:
застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4-6 лет. Количество
играющих: любое. Описание
игры: дети соединяют указательные и большие пальцы рук в виде фотоаппарата,
а затем сквозь него рассматривают окружающие предметы и рассказывают о том, что
они видят, пытаясь не упустить подробностей. Затем расширяют рамку и
рассказывают, что изменилось. Потом пытаются «фотографировать» в движении и
запомнить движущуюся картинку. После этого можно посмотреть вокруг, придвигая и
отодвигая «фотоаппарат». Увиденное обязательно сопровождается рассказом. Комментарий:
игра развивает у детей способность видеть в обычном необычное, замечать детали
привычной обстановки. Необходимо стимулировать детей к развёрнутому рассказу, с
использованием разных частей речи. На это следует обратить внимание, так как
речь современных детей очень бедна. Если рассказ у ребёнка не получается, ему
нужно помочь наводящими вопросами и подсказками, дать образец. Литература: «Практикум для детского психолога» Г.А.
Широкова Е.Г. Жадько. Растов-на-Дону «Феникс», | |
| 25.10.2011 | Просмотров: 13450 | Всего комментариев: 0 |
МАУДО "ДДТ "Дриада" © 2024 |