Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Фон сайта А А А Обычная версия
Обновление сайта
ДДТ о главном
ДДТ о важном
Поиск
Интернет викторина

Химия +

Независимая оценка

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности учреждениями образования Мурманской области в 2021 г.

qr code

Полезные ссылки
  • УО ЗАТО Александровск
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство просвещения РФ
  • Министерство образования и науки Мурманской области
  • Управление ФСКН по Мурманской области
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Педагогическая газета
  • Журнал "Педагогический мир"
  • ГАОУМОДОД "МОЦДОД "Лапландия"
  • МОИПКРОиК
  • Внешкольник.РФ
  • МБУО "ИМЦ"
  • Информационно-просветительская поддержка родителей
  • Форма входа
    Статистика
    Мы в VK
    Психокоррекционные игры для детей

    Психокоррекционные игры для детей.

     

    Эмоционально-волевая сфера.

     

    Игра: «Кинолента» (М. Сигимова)

    Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

    Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ.

    Возраст: 5-6 лет.

    Количество играющих: группа (6-7 человек).

    Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребёнок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно своё слово, третий – повторить первые два слова и сказать своё, третий – повторить первые три слова и сказать четвёртое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

    Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.

    Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.

     

    Игра: Ау!(О. Хухлаева, О. Хухлаев)

    Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

    Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, РДА, ЗПР.

    Возраст: 3-4 года.

    Количество играющих: один ребёнок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угодать, кто его звал.

    Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребёнку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

     

    Игра: Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые

    (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

    Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

    Нарушение: СДВГ, РДА, агрессивность.

    Возраст: 3-4 года.

    Количество играющих: любое.

    Описание игры: дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

    Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра даёт возможность выявить особенности общения детей.

    Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

     

    Игра: Змейка.

    Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.

    Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, агрессивность.

    Возраст: любой, но предпочтительно одинаковый.

    Количество играющих: 10 и более.

    Описание игры: выбирают водящего, он становиться во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше продержится в «змейке».

    Комментарий: взрослый занимает либо позицию наблюдателя, либо позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков.

    Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

     

    Игра: Две игрушки – поменяемся местами

     (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

    Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений.

    Нарушение: СДВГ, агрессивность.

    Возраст: 5-6 лет.

    Количество игрушек: 5 и более.

    Необходимые приспособления: две игрушки.

    Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.

    Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить её интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста ещё достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре – поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).

     

    Игра: Услышь своё имя

    Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

    Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

    Возраст: 5-6 лет.

    Количество играющих: 5-15.

    Необходимые приспособления: мяч.

    Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребёнок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

    Комментарий: часто в порыве игры первый участник очень сильно забрасывает мяч, и названный ребёнок не может его поймать. В таком случае с детьми оговариваются штрафы, которые будут накладываться на первых игроков. Это может быть и чтение стихотворения, и прыжки на одной ноге по кругу – всё зависит от участников.

     

    Игра: Замок

    Цель: развитие мелкой моторики, самомассаж.

    Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА.

    Возраст: 4- 5 лет.

    Количество играющих: любое.

    Описание игры: ведущий читает стихотворение, а дети выполняют определённые движения, разученные заранее.

    На двери висит замок.

    Движения типа «буравчик».

     

    Кто открыть его бы мог?

    Дети быстро соединяют пальцы в «замок», это движение повторяется несколько раз.

     

    Потянули…

    Руки, соединённые «замком», вытягивают вправо, затем влево.

     

    Покрутили…

    Руки, соединённые «замком», вытягивают вперёд, затем к себе.

     

    Постучали…

    Пальцы в «замке», ладошками «аплодируют» - несколько раз.

     

    И – открыли!

    Пальцы разъединяют, ладони держат на весу параллельно друг другу.

     

    Комментарий: такие имитационные игры, в основе которых лежат детские стихи, потешки, сопровождаемые движениями, можно придумывать самостоятельно, так как почти любое детское стихотворение имеет в своей основе ритмический рисунок, легко перекладываемый на движения.

     

    Игра: Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай

     (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

    Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

    Нарушение: СДВГА, агрессивность.

    Возраст: 3-5 лет.

    Количество играющих: двое и более.

    Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать своё отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

    « Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на неё».

    «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

    «Лене очень нравился Серёжа, поэтому она его побила».

    «Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».

    «Серёжа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».

    Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат с ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть.

    Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало.

    Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и многофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно соединять, казалось бы, разные вещи.

     

    Игра: Раздувайся пузырь (Р. Калинина).

    Цель: развитие чувства сплочённости, развитие внимания.

    Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

    Возраст: любой.

    Количество играющих: группа.

    Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

     

    Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

    Оставайся такой, да не лопайся!

     

                Получается большой круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

                Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры-развлечения любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.

     

    Игра: Слушай хлопки (М. Чистякова)

    Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

    Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.

    Возраст: 4-6 лет

    Количество играющих: любое.

    Описание игры: дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно.

                Комментарий: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

     

    Игра: Живая картина

    (Ю. и М. Шевченко)

    Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

                Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

                Возраст: 5-6 лет

                Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

                Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры – создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссор детей.

     

    Игра: Менялки

    Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

    Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.

    Возраст: 5-6 лет.

    Количество играющих: не менее 4-х человек, лучше – больше.

    Необходимые приспособления: стулья, которых должно быть на один меньше, чем играющих.

    Описание игры: участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула – ведущий. Ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого…(рубашка в клеточку, бантики, короткая стрижка и т.д.)».

    Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

    Комментарий: высокая эмоциональная насыщенность делает игру увлекательной и захватывающей. Поэтому дети могут проявлять двигательную неловкость, сталкиваясь друг с другом. В связи с этим взрослый может ввести в игру систему штрафов, которая поможет детям регулировать своё поведение.

     

    Игра: Волшебные превращения

    Цель: развитие воображения, умения перевоплощаться.

    Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.

    Возраст: 4-5 лет.

    Количество играющих: 3-6.

    Описание игры: предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т. д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в…(пауза – чтобы дети сконцентрировались) сад…(пауза – каждый ребёнок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!». После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.

    Комментарий: взрослый (или ведущий-ребёнок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.

     

    Игра: Рыбаки и рыбка.

     

    Цель: развитие моторной ловкости.

    Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

    Возраст: старше 6 лет.

    Количество играющих: не менее 6-ти участников.

    Описание игры: выбирают двух «рыбок», остальные дети становятся парами лицом друг к другу в две линии и берут друг друга за руки, образуя, таким образом, «сеть». Рыбка должна проползти под сетью, которая задевает спину, щекочет, постукивает по ней. Выползшая из «сети» «рыбка» дожидается вторую «рыбку», а затем они становятся «сетью».

    Комментарий: прикосновения сети должны быть болезненными.

     

    Познавательная сфера.

    Игра:  «Слова – накладки».

    Цель: развитие речевой активности

    Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.

    Возраст: 6-7 лет.

    Количество играющих: любое.

    Описание игры: слова-накладки имеют один общий компонент, который произносится один раз и является окончанием одного слова и началом другого.

                Комар + Марка = Комарка

                Зебра + Ракушка = Зебракушка

                Дерево + Ворона = Деревоворона

                Зеркало + Лопасть = Зеркалопасть

                Дети по очереди придумывают слова-накладки, затем они выбирают самое смешное и самое оригинальное, объясняя, почему они так думают.

                Комментарий: термин «слово-накладка» образован В. Мининой. При образовании слова-накладки образуется новый образ, который заключает в себе свойства исходных слов. После словотворчества можно предложить ребёнку нарисовать какое-нибудь понравившееся слово-накладку. Наверняка такие слова вызовут самые необычные ассоциации.

     

    Игра: Дотронься до…

    Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

    Нарушение: СДВГ, ЗПР.

    Возраст: старше 5-ти лет.

    Количество играющих: группа детей.

    Описание игры: выбирают ведущего. Ведущий говорит: «Дотронься до…(и называет какой-нибудь цвет)», - а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре.

                Комментарий: после того как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания.

     

    Игра: Вывод.

    Цель: развитие элементов логического мышления

    Нарушение: ЗПР.

    Возраст: 6-7 лет.

    Количество играющих: один и более.

    Описание игры: взрослый загадывает загадку, а ребёнок должен отгадать.

    Оля младше Коли, а Коля младше Толи. Кто самый старший?

    Сержа ниже Лены, а Лена выше Оли. Кто самый высокий?

    Наташа худее Лены, но полнее, чем Марина. Кто самый полный? А кто самый худой?

    Лена читает лучше Кати, а Катя – лучше Аси. Кто читает лучше всех, а кто – хуже всех?

    Лучше Руслана и Олега считает Жора, а Вова считает лучше Олега. Руслан считает лучше всех? А кто считает хуже всех?

                Комментарий: в качестве подсказки можно использовать картинки, если загадки касаются каких-либо внешних признаков.

                Также игра может использоваться в процессе закрепления знаний из различных областей (например, знания времён года: зимой холоднее, чем осенью, а осенью холоднее, чем летом. Когда жарче всего?).

     

    Игра: Мой необыкновенный фотоаппарат (М. Сигимова)

                Цель: развитие внимания, активного словаря.

                Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.

                Возраст: 4-6 лет.

                Количество играющих: любое.

                Описание игры: дети соединяют указательные и большие пальцы рук в виде фотоаппарата, а затем сквозь него рассматривают окружающие предметы и рассказывают о том, что они видят, пытаясь не упустить подробностей. Затем расширяют рамку и рассказывают, что изменилось. Потом пытаются «фотографировать» в движении и запомнить движущуюся картинку. После этого можно посмотреть вокруг, придвигая и отодвигая «фотоаппарат». Увиденное обязательно сопровождается рассказом.

                Комментарий: игра развивает у детей способность видеть в обычном необычное, замечать детали привычной обстановки. Необходимо стимулировать детей к развёрнутому рассказу, с использованием разных частей речи. На это следует обратить внимание, так как речь современных детей очень бедна. Если рассказ у ребёнка не получается, ему нужно помочь наводящими вопросами и подсказками, дать образец.

     

    Литература: «Практикум для детского психолога» Г.А. Широкова

    Е.Г. Жадько. Растов-на-Дону «Феникс», 2006 г.)

    | 25.10.2011 | Просмотров: 13450 | Всего комментариев: 0



    МАУДО "ДДТ "Дриада" © 2024