Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Фон сайта А А А Обычная версия
Обновление сайта
ДДТ о главном
ДДТ о важном
Поиск
Интернет викторина

Химия +

Независимая оценка

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности учреждениями образования Мурманской области в 2021 г.

qr code

Полезные ссылки
  • УО ЗАТО Александровск
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство просвещения РФ
  • Министерство образования и науки Мурманской области
  • Управление ФСКН по Мурманской области
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Педагогическая газета
  • Журнал "Педагогический мир"
  • ГАОУМОДОД "МОЦДОД "Лапландия"
  • МОИПКРОиК
  • Внешкольник.РФ
  • МБУО "ИМЦ"
  • Информационно-просветительская поддержка родителей
  • Форма входа
    Статистика
    Мы в VK
    Способы развития креативности

     

     

     

    УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ

     

    Для детей 6-12 лет.

     

     «Рассуждения о вещах»

     

    Предложите ребёнку поразмышлять над таким вопросом: почему в супермаркете фрукты и овощи собраны в одном месте, а кондитерские изделия в другом, концелярские принадлежности – в третьем? Почему в библиотеке книги по садоводству стоят на одной полке, а детективные романы на другой? Можно ли представить себе, что всё и везде вокруг перемешалось? Как бы мы себя чувствовали в таком мире? Ребёнок сам придёт к выводу: гораздо удобнее жить в мире, который организован и упорядочен определённым образом. Все предметы и явления можно группировать. Предложите вспомнить и назвать предметы, имеющие общие признаки.

                Например:

     

    - предметы, сделанные из дерева, металла, стекла;

    - предметы, имеющие такую деталь, как «носик» (чайник, кувшин…), или «ручка» (дверь, кружка..), или

    - предметы, имеющие поверхность, в которой можно отражаться, как в зеркале (никелированный чайник, капот автомобиля, водяная гладь, полированный стол…);

    - предметы, у которых одна часть сделана из дерева; другая – из металла (молоток, отвёртка…);

    - предметы, которыми можно писать или рисовать (карандаш, веточка, которой рисуют на песке, кусок угля или кирпича, мел, палец, если его обмакнуть в томатный сок…) и т. д..

     

    «Я – это не я, а…»

     

    Прекрасное упражнение для развития воображения и креативности, а ещё и речевых умений. Попросите ребёнка представить, что он сейчас – какой-то определённый предмет или существо. Например: автомобиль, книга, тесто, карандаш, дверь и т. д.

    Теперь участнику игры нужно рассказать о себе как можно больше и как можно интереснее. Можно стимулировать рассказчика вопросами, варьируя их в зависимости от специфики выбранного предмета или существа:

    -Сколько тебе лет?

    - У тебя есть хозяин? Расскажи о нём;

    - Какие у тебя отношения с людьми и другими предметами и животными?

    - Опиши дом, где ты живёшь;

    - Как ты себя чувствуешь?

    - Что тебе дольше всего нравится?

    - Что не нравится?

    - Через какое время ты захотел бы вернуться в своё обычное состояние?

    Можно предложить ребёнку представить себя на месте домашнего любимца – собаки или кота, хомячка или золотой рыбки… Как бы они описали свою жизнь в вашей семье?

     

    «Дом для профессионала»

     

    Попросите ребёнка представить себе город, в котором живут люди самых разных профессий. И каждый из них хотел бы, чтобы его дом был совершенно особенным, непохожим на другие. Но при этом таким, чтобы сразу можно было догадаться о профессии хозяина. Конечно, стоит сначала поговорить о профессиях, знакомых и незнакомых ребёнку. Пусть вспомнит, чем занимаются его близкие, родители его друзей, кого он сегодня встретил по дороге в школу, о ком читал в книгах, кого видел по телевизору… После этого можно приступать к «проектированию» первого дома.

                Какой формы будет это жилище, какими будут окна и крыша, чем дом будет украшен, как будет обустроена окружающая территория, вплоть до того, какой может быть изгородь вокруг дома…Обо всём этом должен позаботиться наш юный «архитектор» и «дизайнер».

                Это упражнение не только стимулирует фантазию ребёнка, но и помогает развить такое качество творческого мышления, как разработанность -  способность воплотить свой замысел в законченном виде, со многими деталями, объединёнными в целостном проекте.

                Можно не ограничиваться проектированием домов, а разработать для представителей разных профессий ещё и особые атрибуты. Особенный дизайн будет у каждой сумки, головного убора, мобильного телефона, чайника и т. д.

     

    «Волшебный клубок»

     

    С помощью клубка ниток можно получить даже не отдельные загогулины, а целые лабиринты линий, за которыми откроются невиданные страны и удивительные сюжеты. Нитки или верёвка могут быть любого цвета и толщины. «Рисовать» предстоит на большом листе бумаги, разложенном на полу или на столе. Процесс будет ещё более захватывающим, если рисующих будет несколько. Кто-то из участников начинает игру, разматывая часть нити и опуская её на заготовленный лист. Затем он передаёт клубок следующему игроку. После того, как все «порисовали», можно обсудить, что получилось. Возможно, кто-то видит в этой картине буквы, цифры, тайные знаки. Или переплетение нитей напомнит конкретные предметы, пейзажи, живых существ, какие-нибудь события?

     

    «Закончи рисунок»

     

    Проведём вначале небольшую разминку. Нарисуйте на листе бумаги произвольную линию. Предложите ребёнку дополнить, дорисовать её таким образом, чтобы из неопределённого фрагмента получилась целостная картинка. После этого нужно придумать интересные названия получившимся картинкам. Следующий шаг – из нескольких фрагментов на одном листе бумаги нужно создать большую картину. Можно взять большой лист и поработать над ним вместе с ребёнком.

    Линии и «загогулины», которые будут служить началом рисунка, ребёнок может создавать и сам. Откуда берутся «загогулины»? Можно взять кусочек шнура или недлинную верёвочку, и произвольно расположить её на бумаге, а потом обвести. Или использовать металлическую цепочку – медленно опустить её на поверхность листа. Что получится? Изобретите вместе с ребёнком и другие способы получения «загогулин». Можно, например, нарисовать линию с закрытыми глазами или прикрепить карандаш к длинной палке, а на свободный конец палки подвесит какой-нибудь груз – ботинок, например…Получившиеся в результате элементы ребёнку нужно дорисовать с помощью карандашей или фломастеров, а ещё – дать им оригинальные названия.

     

    «Тогда, сейчас, потом»

     

    Для многих заданий по развитию творческих способностей хорошо бы иметь набор картинок – с отдельными предметами или с сюжетными рисунками. Наверняка у вас дома найдутся карточки из детского лото, ненужные журналы, из которых можно вырезать картинки, что-то можно скопировать из Интернета и распечатать на принтере. Пускай эти картинки будут самыми разнообразными. Они пригодятся вам ещё раз.

    Начнём с карточек, на которых изображены отдельные предметы или существа. Попросите ребёнка рассмотреть изображение во всех деталях и сочинить историю о том,

    - что было с этим предметом или существом раньше;

    -как ему живётся сейчас;

    - и что ожидает его в будущем.

                Пусть «автор» постарается сделать жизнь своего героя как можно более интересной, попытается отойти от реальных стереотипных вариантов развития событий.

                Потренировавшись в составлении истории отдельного предмета, можно перейти к картинкам, на которых изображены какие-то сценки. Выработке сюжета помогут вопросы:

                -Что происходит на картинке сейчас?

    - Что происходило до этого?

    - Как события будут развиваться в будущем?

    - Чем это может закончиться?

    Можно специально «заказывать» сочинителю историю с печальным или счастливым концом, забавный рассказ или «страшилку», в жанре сказки или детектива и т.п. Сложность задания можно варьировать по мере того, как будет расти мастерство рассказчика.

    Есть и другой вариант игры с сюжетной картинкой. Ребёнок, глядя на неё, может задавать взрослому любые вопросы обо всём, что бы он хотел узнать в связи с этим сюжетом. Если взрослый не сможет ответить на какой-то из вопросов, выигрывает ребёнок. Затем можно поменяться ролями – теперь вопросы задаёт взрослый.

    Ещё один способ сочинения историй – передача картинки «по кругу», для этого нужны несколько участников. Первый игрок, рассмотрев картинку, записывает одно предложение – это будет началом истории. Следующий добавляет свою фразу, развивая сюжет, и так далее по кругу; заканчивается игра по желанию участников.

     

    «В роли сказочника»

     

    Обсудите с ребёнком, каких он знает сказочных героев (или, допустим, героев мультфильмов, других персонажей, о которых можно сочинять истории). Обычно в сказках герои получают какие-то задание или должны совершить какой-то подвиг…Что это могут быть за задания? Ни одна история не обходится без того, чтобы главному герою не мешали враги и не помогали друзья. Какие друзья и недруги могут быть у сказочных героев? Частенько в деле участвуют и различные волшебные предметы – что это за предметы?

    После обсуждения нужно взять пять коробочек, на которых делаются следующие надписи: «Сказочные герои», «Задания для героя», «Друзья героя», «Волшебные предметы». В каждую из коробочек нужно опустить по пять листочков с соответствующими записями. После этого из каждой коробочки вынимается по одному листочку и начинается самое главное – сочинение собственной сказки. Если участников несколько, каждый может составить свою сказку – с теми персонажами и сюжетными ходами, которые ему достанутся.

     

    Упражнения на развитие креативности для взрослых.

     

    «Кто похож на ананас?»

     

    Сосредоточьтесь и представьте, что вы держите в руках ананас. Ваша задача – создать максимально яркий и чёткий образ. Ощутите его приятную тяжесть. «Переложите» из одной руки в другую. Мысленно проведите рукой по поверхности плода. Потрогайте его лиственную макушку. Что вы чувствуете? «Положите» ананас на  стол и представьте, что вы берёте нож, вонзаете его в корку и разрезаете плод на дольки. Ощутите аромат мякоти, поднесите дольку к глазам и внимательно рассмотрите её. Постарайтесь «рассмотреть» её сначала через воображаемую лупу, потом «под микроскопом», вплоть до отдельной клетки. Что вы видите? Мысленно положите кусочек ананаса в рот. Опишите собственные вкусовые ощущения. Спустя короткое время попробуйте поразмышлять о том, что вы знаете и чего не знаете об этих южных плодах.

    Почему он выглядит именно так, почему у него такой вкус? Где и как он растёт и созревает? Кто его выращивает? Сколько существует сортов ананаса? Как его используют? Чем он может быть полезен, а чем вреден? Есть ли у него особые свойства, которыми не обладают другие плоды? Едят ли ананасы какие либо животные? Можно ли вырастить ананас в комнатных условиях? И так далее. Вопросы могут быть самыми разнообразными и неожиданными: насколько выгодно выращивать ананасы, как их перевозят и хранят, как сочетается вкус ананаса со вкусом других продуктов, каково латинское название растения и что оно означает, откуда взялось то название, которым пользуемся мы? Попробуйте подобрать рифму к названию плода и сочинить про него небольшой стишок…Задайте себе вопрос: из знакомых вам людей вы могли бы сравнить с ананасом и почему? Подберите по одной ассоциации на каждую букву в слове «ананас»…В следующий раз сделайте предметом изучения другой предмет.)

                (Данное упражнение тренирует не только воображение и память, но и разные стороны нашего мышления: логическое, аналитическое, метаморфическое, критическое, вербальное, визуальное)

      

    «Смотрим по-новому»

     

                Представьте себе, что вы прогуливаетесь по знакомому парку. Одно из деревьев привлекло ваше внимание. Вы отмечаете необычную форму его кроны, оригинальный оттенок листвы, непохожий на цвет листвы стоящих рядом деревьев. Трогаете поверхность коры – шершавая она или гладкая, приятная на ощупь или нет. Примериваетесь – можно ли охватить ствол руками или нет. Замечаете прорытые насекомыми ходы, бабочку, присевшую на листок…Чем дольше вы смотрите, тем больше хочется увидеть, и вы замечаете, как вас начинают посещать необычные идеи.

                Новое можно открыть для себя в любом деле, даже самом обыденном и рутинном, даже в самом трудном и пугающем, при решении любых задач и проблем.

                Для начала выберите одно из предложенного списка:

     

    -каждодневное мытьё посуды;

    -ежедневная дорога на работу и обратно;

    -сидение над домашними заданиями вместе с ребёнком;

    -периодическое мытьё окон;

    -ежедневное приготовление завтрака или ужина;

    -выгуливание собаки;

    -составление отчёта о работе…

    Список можете продолжить сами.

                Следующий шаг: скажите себе, что любое из этих дел вы можете сделать интересным и творческим. Ваша задача – найти нестандартный подход и изменить своё отношение к делу, выйти из своего привычного негативного эмоционального состояния.

                Допустим вы выбрали из списка мытьё посуды – дело, которое никогда не считали особо вдохновляющим на творческие совершения.

                Можно применить на практике свои исследовательские способности. Например, экспериментировать в поисках самого эффективного и при этом самого экономичного средства для мытья посуды. Заодно можно убедиться в правдивости телевизионной рекламы, прославляющей то или иное средство (или наоборот). Не исключено, что вам придёт в голову идея для сценария, рекламирующего тот или иной состав. Почему бы не предложить свою «интеллектуальную продукцию» соответствующей фирме? Творить так творить!

                Дальше – попробуем совместить неизбежное с приятным и полезным. Приучите себя каждый раз за мытьём тарелок прослушивать по одному классическому произведению или придумывать по одной сказке для своего малыша, который вертится под ногами… Если ребёнок постарше – можно поручит это дело ему, но так, чтобы и для него эта рутинная работа стала источником чего-то нового. Игра с мыльной пеной, мытьё водой разной температуры – есть повод задуматься над кое-какими физическими или химическими явлениями. И т.д. и т.п.

                Вы на скучном утомительном совещании. Попробуйте и этот не слишком содержательный момент вашей жизни использовать для тренировки своих творческих способностей. Представьте, что вы смотрите на происходящее глазами индейца племени навахо из девятнадцатого века. Или превратитесь на время в четырёхлетнего малыша. Что вы слышите и видите, что вызывает у вас удивление? Как бы этот человек описал увиденное и услышанное своим сотоварищам?

                Другая ситуация: как вы не старались, не удалось вовремя скрыться от так называемого «хронофага» - пожирателя чужого времени. Говорить он может сколько угодно долго, но вам с ним смертельно скучно. Конечно, можно прервать беседу, сославшись на неотложные дела. А если это ваш не слишком понятливый начальник или обидчивая свекровь? Попытайтесь вклиниться в этот «речевой поток» и изменить направление беседы. Спросите, что этот человек любит, что ненавидит, что для него важно в жизни, поинтересуйтесь его мнением по такому вопросу… Возможно, вы не только сбережёте свои нервы, но и неожиданно для себя почувствуете искренний интерес к своему докучливому собеседнику.

     

    «Приступая к делу»

     

                Когда вы приступаете к выполнению какого-либо задания или решению проблемы,

    Задайте себе несколько вопросов. Они помогут пробудить ваше воображение и привлечь к делу ваш креативный потенциал. Том Вуджек предлагает каждый раз использовать такой набор вопросов:

                Что меня привлекает в этом деле?

                А что в нём такого ужасного?

                Чему меня может научить такая работа?

                Как я могу получить удовольствие, выполняя это задание?

                Что в этой работе интересного?

                Насколько я хочу увлечься этой работой?

                Вы сможете придумать и другие вопросы, главное – чтобы они открывали все новые творческие стороны дела, которым вы занимаетесь.

     

    «Ищем источник идей»

     

    Таким источником может стать любая информация, из любой области, обо всём, что встречается в мире.

    Лечение травами, гибель Атлантиды, архитектура древняя и современная, опыты по выращиванию чёрной розы, история возникновения календаря, отличие импрессионизма от экспрессионизма, открытие нитроглицерина, предсказания Нострадамуса, проектирование сверхсовременного воздушного лайнера, политическое устройство государства Буркина-Фасо, обучение языкам во сне…

    Прекрасный способ стимулировать своё воображение – сменить привычные источники и области получения информации, выйти из рамок устоявшихся интересов. Например, возьмите в библиотеке книгу по совершенно незнакомой вам специальности – физика плазмы, социальная антропология, вулканология…А может, вязание крючком?..Купите специализированный журнал, в который никогда раньше не заглядывали, - например, для любителей рыболовства или для желающих обучиться искусству живописи. Посетите незнакомый сайт или форум в Интернете, на котором собираются люди, увлечённые незнакомым вам делом, - даже если это будет, допустим, клуб домашних хорьков..)

     

    «Если бы я…»

     

    Эта игра может стать прекрасным источником новых идей. Попробуйте придумать продолжения для этих незаконченных предложений.

                Если бы я был(а) животным, то это было бы…

                Если бы я был(а) растением, то это было бы…

                Если бы мне дали тысячу евро, чтобы устроить незабываемый новогодний праздник, то я бы сделал(а)…

                Если бы я мог(ла) попасть в любое место в любой отрезок прошлого, я бы хотел(а) попасть в…

                Если бы я написал(а) книгу, то эта книга была бы о…

                Если бы я снимал(а) кино, то этот фильм был бы о…

                Если бы я рисовал(а), сюжет картины был бы…

                Если бы я писал(а) песню то написала(а) бы о…

                Если бы было дело, которое я делал(а) бы лучше всех, то это было бы…

                Если бы я готовил(а) для компании друзей, то я бы приготовил(а)…

                Если бы я проектировал(а) дом своей мечты, он выглядел бы…

                Если бы я имел(а) возможность устроить огромный сад, он выглядел бы так…

                Если бы мне оплатили любое исследование, я бы стал(а) изучать…

                Если бы я мог(ла) жить в любой точке планеты, я бы жил(а) в…

                Если бы я мог(ла) встретиться с любимым человеком (независимо от времени, когда он жил),я бы попросил(а) о встрече с…

                После того, как вы «поработаете» с каждым из этих предложений, выберите то, которое вызвало у вас самый высокий творческий прорыв. Продолжайте развивать возникшую у вас идею – имея ввиду, что в дальнейшем вы сможете применить что-то из придуманного вами для решения ваших насущных проблем.

     

    «Куда направить креатив?»

     

                Нет такой области, таких занятий и рпедметов, к которым нельзя было бы применить креативный подход. Например, владельцы отелей, чтобы пробудить интерес к своему заведению и, естественно, повысить свои доходы, придумывают совершенно невероятные варианты предоставления крова своим гостям. Плавучая гостиница – далеко не самый оригинальный вариант. То постояльцам предложат «номе» на огромном дереве, то посреди кукурузного поля – и нет отбоя от желающих занять такой номер…

                Придумайте сами пять интересных вариантов устройства гостиничных номеров.

                Вообразите, как могли бы выглядеть пришельцы с пяти разных планет.

                Придумайте пять способов, как сделать ваше рабочее место более удобным.

                Назовите пять эффективных способов, как заставить ребёнка полюбить классическую музыку.

                Придумайте пять способов, как сделать изучение иностранного языка более эффективным.

                Придумайте пять новых туристических маршрутов.

                Создайте рецепты для пяти новых салатов.

                Придумайте пять оригинальных способов сыграть свадьбу.

                Найдите пять тем для новых реалити-шоу и придумайте пять новых телепередач.

                Введите в школьную программу пять предметов, которых до сих пор там никогда не было.

                Придумайте для себя пять новых хобби.

                Придумайте пять необычных музеев (в городе Мышкине, например, существует музей мыши, в другом российском городке создан музей, в котором собраны самые разнообразные утюги…)

                Придумайте пять новых праздников.

                Создайте пять новых наград – медалей или орденов; за что их будут вручать?

                Разумеется не стоит ограничивать свою фантазию числом пять. Придумайте как можно больше нетривиальных способов, как:

                -сбросить лишний вес;

                -избавиться от засторелой некатиновой зависимости;

                -познакомиться с интересным человеком;

                -отпраздновать свой день рождения;

                -справиться с избыточным стрессом;

                -помочь ребёнку увлечься ненавистным для него школьным предметом…

     

    «Тайное имя»

     

    Возьмите лист бумаги и запишите на нём все варианты вашего имени: кроме полного, это могут быть уменьшительные имена, шутливые, ласкательные, аналогичные из другого языка и т. п. У вас получится набор букв. Составьте из этого набора как можно больше новых имён, не связанных с вашим теперешним именем. Посмотрите на этот список имён и выберите из него то, которое вам больше всего нравится. Попробуйте представить себе человека, носящего это имя. Как он выглядит, что имеет и что умеет, с кем встречается, какие у него могут быть желания и стремления, какие увлечения, как строятся его отношения с другими людьми, какие у него стороны характера, в чём он успешен и т. д. Скажите себе, что на какой-то период времени это имя станет вашим вторым, «тайным» именем. В следующий раз, когда вам нужно принять непростое решение, или приступить к новому делу, или преодолеть эмоциональное неблагополучие, представьте себя этим человеком, взгляните на ситуацию его глазами, «обопритесь» на его сильные плечи.

     

     

    Литература: Акимова Г.«Стань креативным». Практическое пособие по развитию творческих способностей. 

     

     

     

    | 29.01.2012 | Просмотров: 1141 | Всего комментариев: 0



    МАУДО "ДДТ "Дриада" © 2024