Выставка работ "Саамы - оленный народ" юных художников объединения "Мир глазами художника".
«Мы не пахари, мы не косари. Мы олений народ. Наш хлеб – олень - батюшка. Его кормом живём: мох белый, ягель», - гласит предание.
Как рассказывает Елена Яковлева: «С давних пор всех саамов вытесняли на край земли». Условия жизни саамов были так трудны, что все силы взрослых и детей уходили на то, чтобы выжить. Рассказывает 80-летняя Мария Собакина со станицы Лопарская: «Играли мы в оленьи косточки. Косточки были и оленями, и собачками, и санями. А мячом был кусок оленьей шкуры, перемотанной сухожилиями. Других игр я не помню. С раннего детства мы трудились: шили, обрабатывали шкуры, вязали и вышивали».
Выставка работ "Сампи-земля саамов" юных художников объединения "Мир глазами художника".
Сампи - так называют свою родину саамы, малочисленный народ, издревле живущий на Крайнем Севере. Sapmi – «Земля саамов», на их земле мы живем.
Саамы (саами) являются одной из самых маленьких северных народностей нашей страны. Самоназвание Кольских саамов – саммь, саммьленч. Этноним sabme - «земля», zemas – «низкий, «низменный». До начала 30-х годов нашего столетия саамов звали лапландцами или лопарями. Исследователь Т. Итконен выводит слово «лопарь» от финского lape, lappea (сторона), другой ученый – Е. Итконен – связывает его со шведским словом lapp (место). Русские исследователи Д. Островский и В. Львов считали, что «лопь» означает «край, предел», а «лопарь» - «человек, живущий на самом краю земли». Этот край у саамов называется Кольским полуостровом, по-саамски «Куль нярк»
|